-–убрики

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ќленька_ оваленко

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.06.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 76725


20 идей развити€ речи малышей дл€ зан€тых мам

—реда, 13 Ќо€бр€ 2013 г. 11:36 + в цитатник

0 идей развити€ речи малышей дл€ зан€тых мам
Ќам упорно внушают, что чтобы развивать ребенка надо об€зательно проводить с ним Ђурокиї почти как в школе, относитьс€ к этому серьезно, водить в студии раннего развити€ и тратить деньги на множество развивающих игр, игрушек и Ђучебниковї дл€ малышей. Ёто миф!

–ечь ребенка прекрасно развиваетс€ в интересном дл€ малыша общении, которое можно организовать дома по ходу обычной жизни без лишних затрат денег, времени и сил.

ѕредлагаю 20 идей по созданию развивающей речевой среды дома из своего практического опыта:

»де€ 1. ¬ общении с детьми старше 3 лет чаще употребл€йте в своей речи обобщающие слова Ц пон€ти€ (овощи, фрукты, €годы, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.).

Ќапример: Ђѕоставь обувь на место. ƒавай расставим посуду на столе Ц какую посуду поставим дл€ завтрака?  акой транспорт ты видел на прогулке с бабушкой? ќтгадай, из каких фруктов приготовлен компот? ќтгадай, какие овощи € купила в магазине. ƒавай положим одежду на место. ѕомоги папе достать инструментыї.

»сследовани€ доказывают, что лучше всего и без труда усваивают обобщающие слова дети, которые часто их слышат от близких взрослых в повседневной жизни.

»де€ 2. ¬ажно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открыти€ и отражал в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал Ч воспроизводил мысли взрослых.

Ќапример, абсолютно бесполезно заучивать по книге, что Ђсвекла и морковка Ц это овощи, а €блоко и груша Ц фруктыї. Ћучше сделать так, чтобы малыш сам дл€ себ€ открыл, чем отличаютс€ овощи и фрукты.

ƒл€ этого давайте купим в магазине вместе с ребенком несколько насто€щих овощей дл€ супа и салата, по дороге домой обсудим с малышом, чем эти овощи отличаютс€ друг от друга (по размеру, по цвету, по вкусу, по форме, по характеру поверхности Ц гладкий или нет). ѕотом вместе с ребенком выложим все овощи, рассмотрим их и найдем, чем они похожи друг на друга. » выведем вместе с малышом свое собственное определение Ц что такое овощи.

¬опрос к ребенку, который нам поможет Ц чем похожи друг на друга все овощи? Ќапример, все овощи похожи друг на друга тем, что:

а) растут на огороде на земле или в земле,

б) их выращивают люди, сами по себе они не растут,

в) овощи съедобные Ч из них готов€т супы, пюре, рагу и т.д.

—делайте вместе с малышом вывод Ц какие растени€ называютс€ овощами.

«атем понадобитс€ лишь закрепить представлени€ ребенка по ходу жизни, задава€ вопросы типа Ђќтгадай, из каких овощей € сварила суп?ї, Ђ  акие овощи принес папа из магазина?ї, Ђя загадала овощ, отгадай, какой?ї. » еще Ч поиграть в магазин, где ребенку надо будет выложить овощи и фрукты на разные прилавки.

јналогичным образом можно обсудить с ребенком и другие обобщающие слова (мебель, посуда, одежда и т.д.) и уточнить их.

»де€ 3. „аще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом.

—овершенно не нужно покупать дл€ этого специальные картинки.

ћожно по дороге в детский садик сравнить свою куртку и комбинезон ребенка Ц чем они похожи и чем отличаютс€. —равнивайте детали, их форму, размер, цвет, материал.

Ќапример: Ђ” ¬аниного комбинезона есть капюшон, а у маминой куртки капюшона нет.  уртка коротка€, а комбинезон длинный. ” куртки высокий воротник, а у комбинезона низкий воротник. ” комбинезона есть манжеты, а у куртки нетї и т.д. јналогично в следующий раз сравните обувь (ботинки и сапоги). ћожно сравнить два дома, мимо которых ¬ы проходите (сколько этажей и подъездов, какие окна и балконы, что находитс€ на первом этаже и т.д.). ¬о врем€ приготовлени€ обеда сравните кастрюлю и сковороду, чашку и стакан, назовите их части, форму, цвет, материал, назначение. Ќа прогулке сравните троллейбус и автобус, грузовую и легковую машину, ель и сосну, березу и дуб.

ѕодобные задани€ развивают не только речь, но и внимание, воспри€тие, мышление ребенка.

»де€ 4. ѕомните, что развиваетс€ то, что тренируетс€. ѕоэтому чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживани€х, просите рассказать об интересных случа€х из его опыта.

ѕо дороге в детский сад, к бабушке или в гости спросите, чем он хочет зан€тьс€, как будет играть, с какими игрушками, какие игрушки ему больше нрав€тс€ и почему, а какие Ц меньше. ”тром Ц попросите рассказать сон, который ему снилс€ или вечером придумать интересный сон. ќбсудите, как он хочет провести выходные, какие игрушки ему понадоб€тс€ на прогулку, как он собираетс€ поиграть.

ј вечером после садика об€зательно поинтересуйтесь не тем, что он ел, а тем, как прошел день, что было интересное, что его огорчило, что порадовало, что удивило, с кем и во что он играл, что узнал и чему научилс€. ѕапе вечером расскажите вместе с малышом о событи€х дн€, о книжках, которые ¬ы читали (перескажите самый интересный и полюбившийс€ фрагмент).

“ак ребенок будет незаметно учитьс€ последовательно, св€зно и пон€тно дл€ собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событи€х из личного опыта.

»де€ 5. ≈сли ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему навод€щими вопросами (— чего всЄ началось? „то случилось дальше? „то сказалЕ? „то ты ему ответил? »горь расстроилс€? ј ты? „ем всЄ закончилось?). »ли дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит: Ђћне очень понравилось, какЕ я огорчилс€, когдаЕћы прочитали книжку о Еї. —начала малыш будет рассказывать с помощью ¬аших Ђопорї, потом ¬ы заметите, что опоры ему больше не нужны Ц он научилс€ строить высказывание.

»де€ 6. — 4 лет используйте ситуацию Ђписьменной речиї.

Ќет, это не малыш пишет. Ёто ¬ы пишите под диктовку ребенка придуманный им рассказ дл€ друга или письмо папе. Ёто очень действенный способ развити€ речи, т.к. малыш начинает прислушиватьс€ к своим словам, осознавать их, учитс€ планировать свое высказывание. ƒавайте начало фраз: Ђ—егодн€ мы былиЕ.где? “ам мы виделиЕ? ќни былиЕ. ћы сталиЕ.. » уточкиЕ.ї. ѕостепенно ¬ы заметите, что речь ребенка стала более св€зной, и ребенок стал легко строить цельный текст Ц рассказ о событии.

»де€ 7. ƒаже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать свои действи€.

 огда ¬ы собираетесь на прогулку или кормите ребенка, проговаривайте, что ¬ы делаете, называ€ точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (пушистый, гладкий, блест€щий, шероховатый, м€гкий, твердый): Ђј сейчас возьмем полотенце и вытрем ¬анечку. ¬от какое у нас полотенце Ц м€гкое, пушистое, белое. √де у ¬ани ручки? ¬от ручки. ƒавай вытрем ручкиї и т.д. Ќе важно, что ребенок еще не говорит или плохо говорит.

 омментированием ¬ы создаете питательную речевую среду дл€ развити€ ребенка. Ёто воздастс€ сторицей, когда он начнет разговаривать.

»де€ 8. ¬сегда точно называйте все предметы и действи€ в своей речи.

¬место того чтобы сказать Ђнадевай штаныї назовите предмет точно Ц Ђнадень брюки (или Ц джинсы, шорты, рейтузы, колготки). Ёто поможет малышу научитьс€ сравнивать и отличать друг от друга похожие вещи. –ассмотрите вещи в доме. „ем отличаютс€ и чем похожи брюки и рейтузы? „ем похожи и чем отличаютс€ берет и кепка (панамка)? „ем похожи и чем отличаютс€ чашка, стакан и бокал? —тул, табуретка и кресло? “акие упражнени€ в повседневной жизни Ц мощный ключ к развитию мышлени€ и речи малыша.

»де€ 9. — 4 лет и старше малышу очень нужно общение со сверстниками, причем не на зан€ти€х, а в свободной игре.

јнализ речи малышей показывает, что когда ребенку нужно что-то объ€снить сверстнику, помочь ему, показать и рассказать о чем-то, дети употребл€ют в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем на зан€ти€х со взрослыми! ј значит, формируетс€ грамматический строй речи ребенка.

»де€ 10. ≈сли ребенок ошибаетс€ в каком-то слове, не повтор€йте его ошибку. Ёто только закрепит ее в его пам€ти. ¬место этого просто скажите несколько раз правильный вариант.

Ќапример, дочка говорит: Ђя разложила на стол много ложков и вилковї, а ¬ы в ответ: Ђ”мница! ƒа, ты много лож≈  и виЋќ  на стол положила. ¬от как много лож≈ ! » вилок много! —пасибо, помоглаї. »нтонацией выделите правильное окончание в слове. –ебенку 5-6 лет можно уже подсказать так: Ђ“ы сейчас ошибс€. »справь себ€ сам!ї. Ќо всЄ равно его ошибки не повтор€ть!

»де€ 11. —очин€йте сказки. Ётим можно заниматьс€ даже с трехлетками и пр€мо в дороге, в очереди или в любом другом месте.

ƒл€ самых маленьких понадобитс€ ¬аша помощь Ц начала фраз. ¬ы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Ќапример: Ђ∆или Ц былиЕ ќни любилиЕ ќдин раз Е. ¬другЕ Ѕабочка спросилаЕ“огдаЕ» звер€та решилиЕї и т.д. “акие сказки очень хорошо придумывать даже с малышами везде Ч в дороге, в очереди, в ситуации, когда нужно зан€ть ребенка, а игрушек под рукой нет. ¬ы заметите через несколько мес€цев такого сочинени€, что малыш стал сам в своей речи употребл€ть слова Ч св€зки между предложени€ми, которые он услышал от ¬ас в сочинении сказок.

»де€ 12. »грайте с малышом в загадки.

»грать можно Ђпо путиї, во врем€ приготовлени€ ужина, на прогулке, на детском празднике, то есть когда угодно и где угодно. —амые простые загадки, доступные дл€ сочинени€ ребенком примерно с 4 лет стро€тс€ на сравнении. Ќапример: Ђќн желтый какЕ (ребенок продолжает ЦЂсолнышкої), но не солнышко. ќн пушистый какЕ. (ЂватаїЦ продолжает ребенок), но не вата. ќн пищит как Е. (резинова€ игрушка), но не игрушка.  то это?ї (÷ыпленок). »ли Ђ«еленый какЕ. (крокодил), но не крокодил. ѕрыгает какЕ. (за€ц), но не за€ц. ∆ивет на пруде, но не (утка).  то это? (Ћ€гушонок)ї.

—очин€€ загадки, ребенок учитс€ перечисл€ть признаки предметов в последовательности. «агадайте придуманную загадку папе, старшему брату, бабушке и дедушке. —начала ¬ы будете начинать фразы, а ребенок заканчивать их. ѕостепенно он станет более активным и начнет придумывать их сам!

»де€ 13. ƒелайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша.

–ебенку очень важно пощупать, потрогать, увидеть результат его речевого творчества.

—огните несколько альбомных листов пополам и сшейте их. ѕодпишите красиво обложку. Ќа каждой страничке сверху ¬ы приклеиваете картинку, а под ней пишите загадку, сказку или рассказ, придуманный малышом.

ћожно сделать книжку и более интересно оформленной Ц с использованием фотографий малыша, картинок из журналов и каталогов, его рисунками. «десь простор дл€ творчества!

»де€ 14. »грайте с ребенком в рифмы.

Ќапример: Ђ√де ты, заинька, скакал?ї (ћаму с папой € искал), Ђ√де ты, ћашенька гул€ла?ї (я цветочки собирала) и т.д. Ёто развивает у ребенка €зыковое чутье, чувство ритма и рифмы.

»де€ 15. ≈сли ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так Ц Ђкрасны€ плать€ї вместо Ђкрасные плать€ї, Ђкрасиво€ облакої вместо Ђкрасивое облакої, Ђрисую краснџћ ручкойї вместо Ђрисую красной ручкойї), то ¬ам поможет грамматическа€ игра.

—обира€сь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о ¬аших вещах. ѕроизнос€ текст загадки, выделите голосом окончани€ слов:

Ђ расивќ≈ новќ≈ Ц это платье или футболка? ќтгадай!ї.

Ђ расивџ… новџ… Ц это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)ї

Ђ расивџ≈ новџ≈ Ц это брюки или куртка? (туфли или сумка)ї

Ђ расивјя новјя Ц это шапка или свитер? (юбка или плать€)ї

≈сли малыш ошибс€, скажите: Ђ–азве мы так говорим Ц красивќ≈ футболка?  ак мы говорим о футболке? ќна кака€? ѕравильно, красивјя. «начит, красивќ≈ Ц это что? ƒа, платьеї.

¬ эту игру можно играть и на прогулке: Ђ«еленјя молодјя Ц это береза или дуб?ї, в магазине Ђ—веж»≈ хруст€щ»≈ Ц это огурцы или арбуз?ї, в траспорте Ц Ђ руглџ≈ новџ≈ Ц это колеса или руль?ї.

¬ игре малыш учитс€ прислушиватьс€ к окончани€м слов в речи и ориентироватьс€ на них, правильно согласовывать слова в роде и числе.

»де€ 16. ѕомните, что у самых маленьких детей развитие речи св€зано с развитием мозжечка.

Ёто уже доказано в исследовани€х неврологов. ћозжечок отвечает за артикул€цию звуков, координацию работы мышц, автоматизацию правильного произношени€ звуков. ј развиваетс€ мозжечок только в активных действи€х самого малыша. ѕоэтому очень важно, чтобы ребенок как можно раньше стал самосто€тельным и много двигалс€, чтобы малыш научилс€ уже в 8 мес€цев пить из чашки, которую держит в руках взрослый. ј в год - сам держал в руках чашку (брал в руки и пил из нее) и пользовалс€ ложкой (взрослый докармливает).

¬ более старшем возрасте полезны любые зан€ти€, развивающие координацию движений Ц велосипед, скакалка, прыжки в резиночки, школа м€ча, спортивные игры.

»де€ 17. „ита€ ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражени€ Ц эпитеты, сравнени€, олицетворени€ Ц Ђнос повесилї, Ђзмейкой вьетс€ї, Ђвьюга злиласьї, Ђтуча занавесила небої, Ђзакричал на всю »вановскуюї.

Ђ—обирайтеї их в волшебный сундучок Ц кто заметил или запомнил интересное слово или выражение из сказки, рассказа или стихотворени€, тот кладет его в сундучок (используем красивые фишки). ј потом Ђдоставайтеї из сундучка, когда сочин€ете свои сказки. —просите ребенка, о чем еще так можно сказать.

»де€ 18. ѕомните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими Ц более спокойно, размеренно, с €ркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки.

»наче малыши не могут выделить отдельные слова и звуки из потока речи взрослых, и развитие активной речи задерживаетс€.

»де€ 19. ѕостарайтесь избавитьс€ от посто€нного шума в квартире (таким негативным шумом может быть посто€нно включенный как фон телевизор или радио).

“акой фон очень негативно вли€ет на развитие речи детей. ћладенцы перестают активно лепетать и прислушиватьс€ к своим звукам, а дети постарше перестают вслушиватьс€ в речь.

»де€ 20. ¬ общении с самыми маленькими детьми чаще используйте народные потешки.

ќни идеально подход€т дл€ развити€ речи, так как в них повтор€ющиес€ слоги наход€тс€ в сильной позиции (в начале или в конце фразы), и потому хорошо выдел€ютс€ на слух малышом. ј ритм, рифма, движение, многократное повторение действий помогают развитию активной речи ребенка, его желанию повторить слоги и слова за взрослым.

∆елаю ¬ам успехов и радости общени€ с ¬ашими детьми!

–азвитие речи малышей Ч это интересно, весело и очень важно дл€ того, чтобы ребенок научилс€ свободно пользоватьс€ речью дл€ выражени€ своих мыслей и чувств , мог достигать своих целей в общении и налаживать отношени€ с другими людьми. Ќадеюсь, что 20 идей помогут ¬ам в этом, а новые идеи ¬ы придумаете сами!

ѕо материалам сайта –одна€ тропинка

ƒневник ќльги  оваленко

–убрики:  я мама/«ан€ти€ логопеда
ћетки:  

ѕроцитировано 104 раз
ѕонравилось: 29 пользовател€м



Syamuka   обратитьс€ по имени —реда, 13 Ќо€бр€ 2013 г. 11:47 (ссылка)
—пасибо. ќчень интересные и нужные идеи. ÷итирую с благодарностью.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 18 Ќо€бр€ 2013 г. 00:32ссылка
–ада, что понравилось!
Savulka   обратитьс€ по имени —реда, 13 Ќо€бр€ 2013 г. 12:00 (ссылка)
интересно, хот€ в реальности не все так гладко....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 18 Ќо€бр€ 2013 г. 00:32ссылка
«ато есть к чему стремитс€)))
Ipola   обратитьс€ по имени —реда, 13 Ќо€бр€ 2013 г. 15:48 (ссылка)
Ѕлагодарю!
киса с цветочками (70x60, 19Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 18 Ќо€бр€ 2013 г. 00:32ссылка
–ада, что понравилось!
ћечтающа€_»рина   обратитьс€ по имени —реда, 13 Ќо€бр€ 2013 г. 16:36 (ссылка)
спасибо ќленька
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 18 Ќо€бр€ 2013 г. 00:32ссылка
–ада, что понравилось!
–оза_ўупак   обратитьс€ по имени —реда, 13 Ќо€бр€ 2013 г. 22:08 (ссылка)
—пасибо,ќленька! ƒельные советы.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Gloriy_65   обратитьс€ по имени „етверг, 14 Ќо€бр€ 2013 г. 09:06 (ссылка)
ќленька_ оваленко, ÷итирую с благодарностью!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 18 Ќо€бр€ 2013 г. 00:34ссылка
–ада, что понравилось!
овно4ка   обратитьс€ по имени „етверг, 14 Ќо€бр€ 2013 г. 13:33 (ссылка)
полезный пост! спасибо огромное!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
√алина_Ѕулдакова   обратитьс€ по имени —реда, 27 Ќо€бр€ 2013 г. 15:46 (ссылка)
—пасибо, много полезной информации!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
  дневнику —траницы: [1] [Ќовые]